Артета против Обамеянга: взгляд с высоты прошедшего времени

Сегодня поздравления с днём рождения принимает Пьер-Эмерик Обамеянг – выдающийся габонский нападающий, один из лучших игроков Арсенала в XXI веке.

Арсенальским пиком Обамеянга стали сезоны 2018-19 и 2019-20. В первом случае Пьер-Эмерик помог Канонирам дойти до финала Лиги Европы, а также занял 1-е место в списке лучших бомбардиров АПЛ.

Во всех турнирах габонец наколотил тогда 31 гол – это один из лучших показателей игроков Арсенала в XXI веке.

Через год Обамеянг едва ли не в одиночку выиграл для Канониров Кубок и Суперкубок Англии. В полуфинале Кубка Пьер-Эмерик оформил победный дубль в ворота Ман Сити (2-0), в финале проделал то же самое в игре с челси (2-1). 

В Суперкубке с Ливерпулем на его счету был гол в основное время и реализованный пенальти в послематчевой серии (1-1, по пенальти 5:4).

Всего же в 163 матчах за Арсенал в активе Обамеянга 92 гола и 21 результативная передача. В среднем габонец забивал за Канониров 0,56 гола за матч – это выдающийся результат.

Это больше, чем у таких легенд Арсенала, как Клифф Бастин (0,45), Джек Ламберт (0,33), Джо Хульм (0,33), Джон Рэдфорд (0,31), Деннис Бергкамп (0,28).

Никто после окончания Эпохи непобедимых не демонстрировал в Арсенале такой высокой результативности; у Алексиса Санчеса было 0,48 гола за матч, у Робина ван Перси – 0,47, у Оливье Жиру – 0,41.

И это всё при том, что уровень поддержки со стороны полузащиты у Обамеянга был куда слабее, чем у любого из выше перечисленных игроков. 

Даже страшно представить, сколько габонец наколотил бы, играй он в одной команде с Пиресом, Юнгбергом, Касорлой, Сонгом, Рэмси, Фабрегасом...

При этом голы Обамеянг забивал самые разнообразные: явное большинство из них имеет безусловную эстетическую ценность. Да и сам Пьер-Эмерик – футболист очень разносторонний.

Во-первых, Обамеянг – универсал, способный действовать и на острие, и в оттяжке, и на фланге.

Во-вторых, он прекрасно оснащён технически: умеет не только забивать, но и обыгрывать защитников, и раздавать партнёрам классные передачи.

В-третьих, Пьер-Эмерик по-футбольному умный игрок, импровизатор, способный придумать и исполнить тот или иной нестандартный, эффектный трюк.

В-четвёртых, чисто как нападающий, Обамеянг отлично умеет выбирать позицию, обладает хорошим голевым чутьём и поставленным ударом с любой позиции.

Наконец, в-пятых, он обладает незаурядной пластикой, что очень помогает ему и при обработке мяча, и при обыгрыше соперника, и при ударах по воротам.

И очень нелепо, что неадекватные "эксперты" в 2020-м критиковали продление контракта с Обамеянгом, "мотивируя" это тем, что у габонца всё якобы завязано на скорости, а потому, будучи возрастным игроком, он не сможет показывать высокий уровень.

Обамеянг – это не Уолкотт, у которого действительно ничего, кроме скорости, не было. Габонец же с таким обширным перечнем сильных сторон никак не может зависеть от одной только быстроты.

Следующая сильная сторона Обамеянга – это лидерские качества. Пьер-Эмерик – один из немногих игроков Арсенала в XXI веке, кто был способен брать на себя лидерское бремя, быть вожаком, кто с наилучшей стороны проявлял себя именно в больших и решающих матчах, на кого можно положиться в трудный момент.

Это выгодно отличало Обамеянга от того же Фабрегаса, который хоть и был мастеровитым игроком, но это своё мастерство демонстрировал лишь во второстепенных играх с середняками и аутсайдерами, а большие матчи всегда проваливал – как в игровом, так и в ментальном плане. 

А у Пьер-Эмерика – судите сами⬇

Сезон 2018-19: 2 гола и голевой пас в потрясающем дерби с Тоттенхэмом (4-2); гол в победной игре с мю (2-0); 2+1 в ответной игре 1/16 ЛЕ с Ренном (3-0); 4+1 в 1/2 ЛЕ против Валенсии (3-1, 4-2).

Сезон 2019-20: дубль в полуфинале Кубка Англии с Ман Сити (2-0); дубль в финале с челси (2-1); голы Тоттенхэму (2-2), мю (1-1), челси (1-2) в АПЛ; гол в выездном матче с полуфиналистом ЛЕ Айнтрахтом (3-0).

Сезон 2020-21: гол и реализованный пенальти в послематчевой серии с Ливерпулем в победном матче за Суперкубок (1-1, 5:4); победный гол мю на Олд Траффорд (1-0); голевой пас на Смита-Роу в победном матче с челси на Стэмфорд Бридж (1-0), дубль в матче 1/16 ЛЕ с Бенфикой (3-2).

Сезон 2021-22: победный гол Тоттенхэму в АПЛ (3-1).

Также Пьер-Эмерик выигрывал Кубок французской лиги с Сент-Этьеном, Кубок Германии и дважды Суперкубок страны с Боруссией Д; выигрывал гонку бомбардиров в Бундеслиге, опережая левандовски и в АПЛ, опережая Кейна, Варди и Агуэро; признавался Футболистом года в Африке; является лучшим бомбардиром в истории сборной Габона.

В общем, с одной стороны, радостно, что такой игрок выступал за Канониров, а с другой – обидно, что арсенальское приключение Обамеянга получилось менее долгим и менее успешным, чем могло быть.

Так мы плавно подошли ко второй части статьи, в которой речь пойдёт о конфликте между Пьер-Эмериком и Артетой, имевшем место полтора года назад и завершившемся уходом габонца из команды. 

Почему я сейчас решил поднять эту тему?

Во-первых, всегда бывает полезно оценить то или иное явление не сразу, по горячим следам, а именно с высоты прошедшего времени.

Во-вторых, та ситуация была интерпретирована футбольным сообществом в крайне упрощённом и искажённом варианте.

Увы, свои горькие плоды дают результаты Болонской системы (в первую очередь ЕГЭ), направленной на умственную деградацию человека, на то, чтобы он был не способен мыслить – ни критически, ни аналитически, ни творчески; а просто ставил галочку там, где он считает нужным. 

Вот и в нашем случае жертвы ЕГЭ вместо того, чтобы хорошенько проанализировать ситуацию, просто поставили галочку: Обамеянг плохой, он был не прав, а Артета хороший, он поступил как надо.

На самом деле атрофированные мозги жертв ЕГЭ не учли в этом конфликте целый ряд важнейших моментов.

Момент первый: если бы не Обамеянг, то Артета сейчас боролся бы не за чемпионство с Арсеналом, а за выживание с условным Эвертоном.

За время своего пребывания у руля команды Артета не раз находился на грани увольнения. Обстоятельством, каждый раз склонявшим чашу весов в его пользу, был бэкграунд в виде двух титулов, завоёванных в первый же год его работы с командой.

Причём это было двойное достижение: во-первых, сами титулы; во-вторых, то обстоятельство, что в борьбе за них Арсенал прошёл очень серьёзных соперников: в Кубке – Сити и челси, в Суперкубке – Ливерпуль.

И главным автором данных побед был именно Обамеянг, забивший все голы Арсенала в этих трёх матчах. Эти голы в своё время и уберегли Артету от увольнения.

А ведь в случае увольнения дальнейшая судьба Микеля была бы крайне незавидной: в Арсенал он попал "по блату" – как бывший игрок команды. Но в следующий раз в большом клубе Артета очутился бы очень нескоро.

В статусе "сбитого лётчика" ему пришлось бы начинать свой путь к большому клубу с нуля: принимать команду АПЛ, борющуюся за выживание, а то и вовсе кого-нибудь из Чемпионшипа. И далеко не факт, что Микель сумел бы осилить этот путь.

Именно Обамеянг уберёг Артету от такой скользкой дорожки, и в благодарность за это Микель должен был поступить с Пьер-Эмериком иначе, чем поступил на самом деле. А Артету, думаю, всё же уволят в следующем сезоне или по его окончании.

Момент второй: да, Обамеянг в последнее время играл так себе, не выкладывался по полной, да и за пределами поля вёл себя не лучшим образом. Но это было виной Артеты! Ведь чем хороший руководитель отличается от плохого?

Хороший – всегда держит руку на пульсе всех настроений и процессов во вверенном ему коллективе, отвечает за каждую деталь, за каждую мелочь в подшефном ему механизме. 

Конечно, это требует большого количества сил, времени, нервов, энергии. Но хороший руководитель готов их тратить.

Плохой же руководитель ничего этого делать не будет, а при том или ином косяке всегда будет оправдываться: это не моя вина – что же я мог сделать. 

И лизоблюды такого руководителя тоже будут его оправдывать: дескать, он ни в чём не виноват, он ничего не мог поделать.

Так вот, Артета в данной ситуации проявил себя как очень плохой руководитель команды. Он вообще проявил себя не как тренер, а как пустое место.

Микель безучастно наблюдал за тем, как деградирует лидер и капитан – вместо того, чтобы путём личных бесед, мотиваторского искусства, совместных мероприятий сделать так, чтобы Обамеянг с горящими глазами сражался за команду, за тренера, за болельщиков.

Почему у Хави габонец рвал и метал, а у Артеты – нет? Не потому ли, что один проявил качества умелого руководителя и мотиватора, а второй не сумел?! Не потому ли, что один – какой-никакой тренер, а второй – нет?!

Да, Обамеянг был не прав, но Артета во всей этой ситуации повёл себя ещё более неправильно.

Момент третий: если бы вся эта ситуация имела место 20 лет назад, когда в атаке Арсенала были Пирес, Юнгберг, Бергкамп, Кану, Вильторд – тогда, конечно, можно было бы не церемониться с провинившимся игроком.

Но этого именно тогда, а в артетовском Арсенале Обамеянг был, во-первых, самым мастеровитым игроком; во-вторых, он был единственным готовым, сформировавшимся топ-игроком.

В-третьих, Обамеянг был самым опытным футболистом в том Арсенале, причём этот опыт был победным; в-четвёртых, на тот момент он был единственным игроком, через которого можно было строить атакующую игру. 

Как бы банально не звучало, но задача любого тренера – по максимуму использовать имеющиеся у него игровые ресурсы. Конечно, Артете хотелось бы, чтобы у него были такие футболисты, как Пирес, Бергкамп, Юнгберг.

Но их не было, а из тех, кто имелся в распоряжении Микеля, лучшим был именно Пьер-Эмерик; и его задачей было сделать так, чтобы габонец максимально реализовал свой огромный потенциал, а не разбрасываться мастерами такого уровня!

Арсенал столько лет страдал из-за того, что вынужден был продавать всех, на кого был спрос на трансферном рынке. А тут без всякого спроса взял и своими руками отдал великолепного игрока. Бесплатно. Этим поступком Артета просто выстрелил в ногу. Причём не только себе, но и команде.

Момент четвёртый: выгоняя габонца из команды, Артета рисковал, поставил всё на карту. Если бы этот риск оправдался, если бы Микель выиграл, то его можно было бы похвалить за этот риск. Но всё закончилось для Арсенала сокрушительным поражением. 

Что касается индивидуальных результатов, то Обамеянг забил за полсезона в Барселоне 13 голов – столько же, сколько за аналогичный отрезок забили три лучших бомбардира Арсенала: Сака, Нкетиа и Эдегор.

Что касается командных результатов, то Обамеянг помог Барселоне подняться с 8-го места на итоговое 2-е. Арсенал же в сезоне 2021-22 без габонца бесславно вылетел из Кубка Англии и из Кубка Лиги, а в чемпионате с позором отдал 4-е место, эпично проиграв Тоттенхэму и Ньюкаслу с общим счётом 0-5.

В выигрыше тогда оказались все: и Обамеянг, и Барса, и челси с Тоттенхэмом, которые опередили Канониров на 5 и на 2 очка соответственно – все, кроме Арсенала: Арсенал остался в ужасном проигрыше

В сезоне 2022-23 Канониры вроде как были успешны, а Обамяенг примерил на себя роль неудачника. 

Но на самом деле всё не так: габонец просто стал в челси жертвой бардака (в первую очередь тренерского), так и не получив по-настоящему свой шанс.

Да и успехи артетовского Арсенала сильно преувеличены: за счёт падения Ливерпуля, Челси и Тоттенхэма команде удалось забраться на 2-е место и поучаствовать в чемпионской гонке.

Но в решающий момент артетовцы потекли, словно слёзы Зинченко: упустили преимущество в 2 мяча в матчах с Вест Хэмом и Ливерпулем, дома получили 3 гола от Саутгемптона – последней команды АПЛ, дома же крупно проиграли Брайтону.

Лучше бы Арсенал весь сезон шёл где-нибудь в районе 5-го места, а на 2-е запрыгнул бы в результате финишного спурта, чем вот так: захватить лидерство, обнадёжить болельщиков, "слить" все кубковые турниры, а на решающем отрезке чемпионата с позором провалиться!

Даже если считать сезон 2022-23 успешным для Арсенала, то и про провальные 2021-22 и 2020-21 забывать тоже нельзя. Так что плохого у Канониров при Артете было больше, нежели позитивного.

К тому же Обамеянг даже в слабом сезоне был в 1/4 Лиги чемпионов, Артета же в пиковом для себя сезоне не смог выйти хотя бы в 1/4 Лиги Европы.

Большую роль в подъёме Арсенала сыграл трансфер Габриэля Жезуса. А теперь представьте, если бы у Канониров было атакующее трио Жезус-Обамеянг-Сака – в этом случае команда на самом деле могла бы стать чемпионом.

Ведь Обамеянг, помимо прочего, ещё и сильный конструктор атак: в Сент-Этьене и Боруссии Д, играя в оттяжке, он отдавал немало голевых передач. В Арсенале, в силу дефицита в команде забивных игроков, он вынужден был действовать на острие.

И вот сейчас, когда забивной нападающий появился, Пьер-Эмерик мог снова активно действовать в подыгрыше: это сильно разнообразило бы атаку Арсенала и в эстетическом, и чисто в практическом плане.

Момент пятый: фигуры Обамеянга и Артеты в принципе не сопоставимы – ни по вкладу в мировой футбол, ни по заслугам перед Арсеналом. О Пьер-Эмерике я уже рассказал, а кто такой Микель?

Футболистом он был более чем средним. Из пяти сезонов в Арсенале на высоком уровне он отыграл лишь первый. За те же три с половиной года, что Артета тренирует Канониров, единственным по-настоящему успешным моментом были победы в Кубке и Суперкубке Англии в 2020-м; и заслуги Обамеянга в тех победах куда больше, чем заслуги Артеты.

Хочется ошибаться, но в том, как Микель поступил с Пьер-Эмериком, проглядывается банальная зависть – и человеческая, и спортивная.

Кто-то, может быть, скажет, что автор очень уж не любит Артету. Да, не люблю, хоть и без "очень". Но акцент надо делать не на этом.

Акцент надо делать на том, что за 3 с половиной года у руля Арсенала Микель как тренер по большому счёту не сделал ничего, за что бы его можно было любить. Ну а ситуация с Обамеянгом только усиливает нелюбовь к Артете.

Комментарии

Популярные сообщения